
Как-то раз одна бельгийская фея шла к своему дому, расположенному в центре Брюсселя. Подходит, значит, к крыльцу, а там какой-то наглый мальчишка стоит, понимаешь, и писает! Не в кустики – наверняка у феиного дома был какой-никакой палисадничек – а прямо на порог.
Рассердилась тут фея не на шутку. Нет, а вы бы не разозлились? Взмахнула волшебной палочкой, сказала «трах-тибидох», или что там феи говорили в XVI веке, должно быть, более изящно выражались, и окаменел мальчонка, не успев справить нужду. Так и стоит с тех пор, писает, никак не перестанет.
Нет, пожалуй, это совсем неправдоподобно получается. XXI век на дворе, в сказки давно никто не верит. Тогда давайте так.
Брюссель. Писающий мальчик. Версия вторая
Однажды во время очередной войны, а в средние века Бельгия постоянно переходила из рук в руки, и за неё всё время кто-нибудь воевал, а она сама боролась за независимость, бельгийские солдаты вымотались в тяжёлой битве. Полководец никак не мог их настроить на боевой лад. Он произносил патриотические речи, обещал скорую победу, ничего не помогало. Тут слуга подошёл к полководцу и сообщил, что его маленький сын, которого тот взял с собой в поход, пусть, дескать, военную науку сызмальства осваивает, обмочился. Эта весть отчего-то показалась смешной солдатам – они начали хохотать, вспоминать своих отпрысков, развеселились, взбодрились и обрели силы снова идти в бой. После победы в той битве полководец велел увековечить образ писающего мальчика как символ бодрости духа.
Мда… Тоже странная версия, не находите? Вот Ника – древнегреческая богиня победы. Стремительная, крылатая, вдохновляющая. А тут какой-то писающий мальчик. Пожалуй, попробуем ещё раз.
Брюссель. Писающий мальчик. Версия третья
Когда-то давным-давно враги осадили Брюссель, но никак не могли его взять. В те времена-то все мало-мальски важные города были крепостями, просто так не подберёшься. Думали-думали враги, что им делать, да и придумали: надо взорвать городские стены. Сказано – сделано. Заложили взрывчатку в нескольких местах и уже фитиль подожгли. Сидят, руки потирают, мол, сейчас мы тот Брюссель тёпленьким возьмём. Ага, щаз! Не тут-то было. Маленький мальчик Жулиан всё испортил. Точнее, наоборот, исправил. Короче, спас город, потому что успел пописать на фитиль. Ну как такому сметливому герою было не поставить памятник?!
Что-то правдоподобия в этом варианте не больше, чем в версии с феей. Может, всё-таки вот так…
Брюссель. Писающий мальчик. Версия четвёртая
Жил-был в Брюсселе очень богатый торговец. Бельгия, не смотри, что принадлежала то Франции, то Нидерландам, а то и вовсе Испании, производить нужные товары и выгодно торговать ими научилась давно. Так что купцы там были не редкость. Богатые купцы, олигархи практически. Так вот, у одного такого средневекового олигарха сын пропал. Ну, знаете же, у семи нянек дитя без глазу. Тут, к счастью, с глазом-то обошлось, а гувернанток, поди, торговец поувольнял потом всех. Побежал, в общем, папаша сыночка искать. Весь город на ушил поставил, кто наследника вернёт, говорит, того озолочу. Конечно, все бросились деточку разыскивать. Ну и нашли: стоит себе на углу двух улиц и писает под деревом. Счастливый отец обещание выполнил, а ещё на радостях решил фонтан городу поставить – в виде мальчика писающего.
Ну, как вам эта история? По мне, так больше всего на правду смахивает.
Впрочем, это только основные версии появления самого знаменитого фонтана Брюсселя. Войны, революции, борьба за независимость – где там успеть какие-то документы сохранить. Тут бы самого мальчика уберечь. Не всегда получалось. То голландские солдаты свистнут, то наполеоновские прихватят в качестве трофея. А властям деньги выкладывать, скульптору платить, нового мальчишку отливать. В 1960-х вообще студенты набезобразничали. Тут уж мэрия не выдержала, с них денег на установку нового потребовала.
Нынче носятся брюссельцы с этим писающим мальчиком, как с писаной торбой (так себе каламбур, конечно). Он везде – футболки, магнитики, статуэтки, фигурки из шоколада, мороженого, странно, что из картошки фри ещё не выложили. Впрочем, может, не увидела просто. Есть в Брюсселе «Общество друзей писающего мальчика», есть коллекция его костюмов. Да, гардероб у парнишки не хуже королевского. Целый музей ему отвели, и, кстати, это один из самых интересных музеев в бельгийской столице. Первый костюм мальчонке подарил ещё баварский король в конце XVII века. С тех пор любое важное событие (или не очень важное) отмечается переодеванием. Даже расписание есть: когда во что скульптуру оденут. Национальные костюмы, форма представителей разных профессий и армий, костюмы известных людей – Элвиса Пресли, например, даже русский космический скафандр у него есть. А ещё во время пивного фестиваля он писает пенным напитком. В общем, все бельгийские кружева, шоколад и пиво меркнут на фоне этой невзрачной, честно сказать, скульптуры. Но она настолько закрепилась в правах символа Брюсселя, что разорвать эту связь, проверенную веками, уже не возможно, хотя, некоторые пытались.
Брюссель. Писающая девочка. Версий всего две
В 1987 году в центре города власти поставили фонтан «Писающая девочка». Должна ли она была составить конкуренцию или пару мальчику – непонятно. Скульптор объяснял, мол, стремился восстановить равенство полов. А общество борьбы против СПИД, наркомании и алкоголизма заявляло, что спонсировало установку, дабы привлечь внимание к проблемам, которыми они занимаются, и собрать деньги.
Насчёт равенства полов они, пожалуй, погорячились. Девчонка сидит в нише дома, за решёткой, которую почти никогда не открывают, а здание расположено в тупиковой улочке. Мало того, это боковой выход культового бара Брюсселя, в котором пива около двух тысяч сортов – что там про борьбу с алкоголизмом говорили? Заведение работает до утра, и в этом переулке вечно толкутся нетрезвые посетители, порой делающие то же самое, что и девочка, только не водой. В общем, соберётесь посмотреть на девчонку, идите туда утром или днём. В темноте её и разглядеть-то сложно.
Брюссель. Писающая собака. Версия единственная
Эка невидаль – справляющая нужду на улице собака! Но если это скульптура, и она появляется вслед за мальчиком и девочкой, то становится достопримечательностью, как не крути. Правда, тут уже обошлось без фонтана: собачка задрала лапу прямо на тротуаре. Объясняя, зачем её поставили, автор и власти города говорят витиевато. Мол, дворняга, в которой намешаны разные породы, символизирует единение разных культур. И действительно, собачка пристроилась сделать свои дела на пути в арабский квартал Брюсселя.
Точный адрес:
писающего мальчика - Rue de l'Etuve, 46
писающей девочки - Impasse de la Fidélité 10-12
писающей собачки - Rue des Chartreux 35