Город мой с голубой Ангарою (прогулка по исторической площади Иркутска)
- Билеты на самолет
- Тревел блоги
- Город мой с голубой Ангарою (прогулка по исторической площади Иркутска)
Вход на сайт


09 ноября 2020
Приглашаю вас к нам, на Байкал, и обязательно прогуляться по старинному и современному Иркутску. Это будет незабываемо.
А пока идем на виртуальную прогулку по моему любимому городу. Привезу я вас обязательно на набережную, где стоит белокаменный Спасский храм. Здесь в середине 17 века на высоком берегу Иркута остановились казаки, чтоб поставить Иркуцкий острог по велению царя Алексея Михайловича. Несколько лет назад здесь появился памятник основателю города Якову Пахабову. Удалой казак сурово оглядывает окрестности, заломив шапку на одно ухо. Неспокойные места в те времена были: звери дикие и местные жители не очень жаловали пришлых людей. Смотреть и слушать надо было в оба.
Все ж-таки срубили казаки острог, огородили частоколом из высоких заостренных сосен, по углам смотровые и проезжие башни поставили, над главной башней часовня Казанской Богородицы. Захотите увидеть, как это выглядело около четырехсот лет тому назад – я приглашу вас на экскурсию в этнографический музей «Тальцы», что в 40 км от города. Это старейший этнографический музей страны, куда при строительстве Братской ГЭС перед затоплением деревень Братским морем свезли старинные избы и центральную башню уцелевшего Илимского острога. И часовню Казанской Богородицы. Почитали казаки Богородицу, заступницей называли, на хоругвях изображение несли. На картине Сурикова «Покорение Сибири» есть хоругви с иконами. Верило казачье войско, что находится под небесным покровительством. А иначе, как идти малыми силами в огромную страну Сибирь?
Но первая церковь в Иркуцком остроге посвящена была Спасу нерукотворному, Богу небесному. Возведена каменной в 1703 году по проекту архитектора Моисея Долгих на месте сгоревшей деревянной постройки. Вдохновлялся архитектор древнерусскими храмами городов нынешнего Золотого кольца: Владимира, Суздаля… Строгость линий и символизм деталей храма, над которым горят огоньки куполов, всегда меня завораживают и заставляют сердце биться чаще. Иркутяне свой главный храм берегли от всех напастей, спасали от пожаров и землетрясений, только вот от атеистов уберечь не смогли. Закрыли храм в советское время, установили там чучела животных, Музей природы назвали. Входишь, помню, а из-под лестницы на тебя огромный медведь с рыком бросается. Отпрянешь – такое сильное впечатление, словно живой хозяин тайги сердится. Хорошо одно – не снесли, как произошло с огромным Казанским собором постройки конца 19 века.
Вот здесь в историческом месте, откуда пошел город, построили за 20 лет до революции огромный великолепный кафедральный собор. Часть его величия можно представить, посетив храм в предместье Рабочем, что за речкой Ушаковкой. Роскошное барокко в архитектуре храма и его чистые сочные краски: бирюза с терракотой, с любовью взращённый сад в ограде храма – все это переносит нас в петербургские столичные красоты. Спасенный уголок потерянного прошлого Иркутска. Кафедральный собор был в несколько раз больше и великолепнее храма сохранившегося, под его своды входило одновременно несколько тысяч человек.
Украшал город собор около полувека. В 30-е годы заброшенный и неухоженный, собор обветшал. Никто не топил здесь изразцовых печей, никто не вытирал белыми полотенцами иконы, не проходили праздничные службы, собаки и бродяги селились в его прежде великолепных залах. Скрыть и закамуфлировать культовое сооружение под светское здание для партийных работников в центре города было невозможно. Стоял богатырь с зияющими дырами окон и обреченно ждал своей участи. И решение было принято: собор взрывать, а обломки вывозить по железнодорожным колеям, специально для такого случая проложенным. Взрывы сотрясли город три раза, богатырь пал, комсомолки в красных косынках с энтузиазмом разобрали завалы. После того, как все крупные части вывезли, мелкую щебенку разровняли, что подняло площадь на метр. Так и живем – на обломках храма.
А для партийного начальства вскоре свой храм построили, в виде серого ничем непримечательного кирпича в духе советской аскезы, без излишеств. К одной из годовщин Победы открыли на площади мемориал Вечного огня, установили пост номер 1. Жива на этой площади память нескольких веков, идут сюда горожане: кто помолиться во вновь открытом и отреставрированном Спасском храме, кто поклониться солдатам, погибшим в боях с фашизмом, кто посмотреть на чистейшие воды Иркута и Ангары, в которую он впадает, кто посидеть в парке, а кто идет на работу, областью управлять. Мы с вами на экскурсию вот заглянули, на небольшом пятачке, где город наш начинался, историю нескольких веков посмотреть.
Перейдем дорогу от площади вдоль по набережной. Там давно уже привлекает наш взгляд еще один яркий веселый видом храм. Это Богоявленский собор, на вид роскошный и нарядный, но история его далеко не так проста, как у его старшего товарища, Спасского. Богоявленский собор строился около сорока лет. Пожары, наводнения и землетрясения сопровождали его жизнь с периода строительства по наши дни. В страшном пожаре конца 19 века выгорела большая часть города, а с колокольни главного на тот момент собора города «сплыл» самый большой в Сибири колокол. Саму колокольню соорудили ради этого великого колокола, да недолго он покрасовался. Плавился металл и трескались кирпичные стены.
Задуман собор был как шедевр шатрового зодчества, украшен уникальными за Уралом изразцами и фресками. Говорят, случилось это в период пребывания в нашем городе первого святого Сибири Иннокентия Иркутского. Ехал епископ в Китай с миссией от Петра Великого. Да побоялись китайцы такого мощного святителя, не пустили в свою страну, остался Иннокентий в Иркутске, чтоб навсегда войти в историю под именем Иркутского святого. Много сделал сподвижник Петра для просвещения Сибири. Вот и на базарной площади, где прежде царили площадные балаганы, выступали петрушечники, вели порой непристойные представления в великие праздники, где была грязь и вонь – велел святитель храм возвести, чтоб напоминал о радости духовной, заставляя забыть мерзость разврата.
Мощи Иннокентия Иркутского были обретены в 19 веке: перед его могилой остановился один из больших пожаров старого города. После революции вывезены мощи в запасники Ярославского музея, хранились в сырых подвалах, но чудесным образом сохранились. Были обретены вновь и вернулись туда, где осталось сердце святого и память о его чудесных деяниях. Рака с мощами Иннокентия Иркутского стоит теперь в Знаменском монастыре и каждый может поклониться: кто святому, кто птенцу гнезда Петрова, преобразователю и просветителю.
Кстати, там же, в ограде монастыря сохраняется могила Георгия Шелехова, российского Колумба, основателя русско-американской компании на Аляске со стихами Державина. Осталась навсегда в Иркутске Екатерина Трубецкая, урожденная княгиня Лаваль, одна из жен декабристов, приехавшая за мужем в Сибирь, кому Некрасов посвятил целую поэму, в ограде монастыря и ее могила.
Мы с вами обязательно отправимся в монастырь, где теперь главный собор Иркутска, в Знаменское предместье. Я расскажу вам про Русскую Америку, про салон Волконских и дом Трубецких и почему на территории монастыря есть памятник с обрубленными десятью ветками. Собирайтесь. Поехали!






5 причин подписаться на нашу рассылку
- билеты на самолет дешево
- вдохновение
- лайфхаки
- конкурсы
- вакансии
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с правилами использования сервиса и принимаете пользовательское соглашение.