Вход на сайт


03 ноября 2020
Мне в этот високосный год необычайно повезло, я попала в проект, который призван развить и закрепить изучение русского языка в одной из бывших республик Советского Союза – Узбекистане. Благодаря проекту, мне удалось побывать в столице страны, проехать по ее дорогам, увидеть живописный перевал и поселиться в городе, второе имя которого звучит как Город цветов. Цветы здесь повсюду и круглый год. Сменяется время года – сменяется палитра и пьянящие запахи. Я приехала в середине осени, когда вдоль всех дорог и во дворах благоухали розы: кустовые, одиночные, мелкие, огромные, багровые, розовые и белые в красных каплях, двухцветные – цветочные королевы заставляли меня замирать, охать и останавливаться, доставать фотоаппарат и снимать их бесконечно. Как только похолодало, розы начали увядать, появились цветные шапки особых хризантем, любителей морозца. Как уверяют местные жители – в комнате эта красота увянет и осыплется, а на морозе пышно расцветает. Поскольку дожди в Намангане – большая редкость, все газоны снабжены точечным поливом и по утрам живительная влага орошает цветы и деревья.
Самые популярные деревья в Намангане – ливанские кедры и пирамидальные тополя, клены и туи. Есть и те, что мне вовсе незнакомы. Фруктовые деревья с гранатами, хурмой, лимонами и яблоками растут во дворах старых хрущевок. Панельные хрущевки здесь в основном 4-этажные. К первым этажам пристроены маленькие огородики. В одном из них я даже рассмотрела голубятню с породистыми птицами. Жители любят свои садики во дворах. Детские площадки сохраняют с советских времен, за ними ухаживают и ремонтируют.
Надо отметить, что примет советского времени в Узбекистане сохранилось немало. Вот девушка с хлопком из гипса приветствует въезжающих в район, вот парк с аттракционами, где знакомое мне с детства колесо обозрения, Ветерок, Сюрприз, лошадки, машинки… И люди старшего поколения приветливо улыбаются и отвечают по-русски. Молодежь русского языка не знает, но не потому, что не хочет. Трудно выучить язык, если не общаться на нем, как говорится, не жить в языковой среде. Прежде Узбекистан был многонациональной страной, но за последние 30 лет русские, украинцы, таджики, киргизы – для кого русский язык был главным языком межнационального общения – уехали, государственным языком был объявлен один узбекский, а русский стал быстро забываться. К сожалению, языковой навык не закрепляется навсегда, как умение кататься на велосипеде или лошади, к примеру. Научился один раз и через много лет сядешь в седло и легко вспомнишь. Язык забывается, постепенно уходят сложные конструкции, редко употребляемые слова, а затем и простых слов не вспомнить.
Много гуляю по Намангану пешком. Поначалу сильно пугалась сигналов местных автомобилистов. По делу и без дела, просто от полноты чувств, бибикают они, мелодии выбивают сигналами. Что тебе малые дети! Светофоры на перекрестках есть и зебры где надо нарисованы, только через дорогу я все равно короткими перебежками и с оглядкой несусь. Как в том анекдоте: «На небо надо посмотреть еще!» - это про наманганских водителей. Не все пропускают пешехода.
Гостиница моя на выезде из города, по дороге в аэропорт. До центра города иду километров 8-9. Можно и на маршрутном автобусе за 15 рублей на наши деньги доехать, но автобусы всегда переполнены. Но исправно ходят легковые такси, в них цена вполовину дороже, зато проезд комфортнее. Да я-то люблю ходить пешком, благо, есть время поглазеть по сторонам.
Деньги здесь кстати, называются сумами и исчисляются в тысячах. Так что 15 наших рублей – это примерно полторы тысячи сум. Средняя зарплата в Намангане – миллион сум. В рублях это всего 8 тысяч, потому жители зарабатывают как могут. Большинство занимается строительством или торгует на рынках. Я не буду рассказывать, что многие уезжают на заработки в Россию, факт известный. Но и в республике можно работать. В самом городе и по всей области строят много: многоэтажки, частные особняки, дороги, административные здания, и, что немаловажно для приграничного города – спортивные школы и стадионы. По словам местных жителей, у властей были опасения, что молодежь, оказавшись на улицах без дела, начнет разбойничать – слишком уж горячая кровь у парней. Вот и принято решение: каждый мальчик должен ходить в спортивную школу, чтоб занят был. Только возле моей гостиницы четыре стадиона и два бассейна, а во дворах, я вижу, возводится новая спортивная школа. Иду по утрам на работу и любуюсь, как тренируются юные футболисты на поле, а по вечерам бегают там же.
Про базары отдельный разговор. Восточный базар описан многими путешественниками с древних времен. По-моему, мало что поменялось. Такой же богатый, шумный, многолюдный, страстный, как сама жизнь. На нашей окраине по субботам собирается Зеленый базар. Так его называют, потому что самые свежие фрукты можно купить здесь.
Я из Сибири, потому пластмассовые фрукты, которые не портятся никогда, мне привычны. А настоящие живые яблоки, гранаты, хурма – спелые, созревшие на ветке – начинают портиться через несколько дней в комнате, особенно, если их помыть. Вода здесь какая-то густая, тягучая. К слову, через несколько дней жизни в Узбекистане все мои пломбы, прочно сидевшие на своих местах десятки лет, высыпались. На что бывалый стоматолог Ильгиза задумчиво сказала: «Вода вам наша не подходит». И верно, после байкальской, мне никакая вода не подходит: пью местную воду, а напиться не могу.
Места на нашем базаре занимают с вечера пятницы. Самые лучшие места - вдоль тропинок, где проходят к базару. Продавцы выкатывают дыни, арбузы, мешками расставляют лук, орехи, в ящиках яблоки, виноград, груши… Чего только нет на пышном осеннем торге! Меня привлекают лица продавцов: спокойные без суеты и погони за покупателем, одним своим присутствием на базаре они уже получили удовольствие. Можно простоять у прилавка и уйти, так и не дождавшись продавца, который отошел рассказать новости соседу. Но если надумаю что-нибудь купить – знаю, надо торговаться, иначе радости от покупки торговцу не будет. Куда можно снизить цену, если и так яблоки и хурма по 20 рублей? А грецкие орехи по 130? Но я торгуюсь и цены снижают, а взвешивая, обязательно подкинут яблочко или гранат сверху.
Одеты на базаре чаще традиционно: женщины в штанишки с платьями, усыпанными блестками. Надо сказать, в этих платьях они ходят повсюду, даже улицы подметают в блестках. Если прохладно – наденут камзолы с золотыми позументами. На голове непременно платок, надет так, чтоб три свободных конца плечи закрывали. Мужчины после сорока сплошь в тюбетейках ручной местной работы. Тонкое белое кружево нашивается на твердую черную основу. Делают мастерицы в Чудском районе. Люди вокруг все благожелательные. Не видно ссор, зато повсюду слышны крики – это приятели окликают друг друга, чтоб поведать о своей семье и расспросить о здоровье матери друга. Такие узбеки громкоголосые и звонкие. Принято чтить здесь семейные традиции: рожать много детей и уважать старших. Вот и я иду по базару, выбираю продавца постарше: говорят, купить у старика – благое дело!





5 причин подписаться на нашу рассылку
- билеты на самолет дешево
- вдохновение
- лайфхаки
- конкурсы
- вакансии
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с правилами использования сервиса и принимаете пользовательское соглашение.