Вход на сайт


09 ноября 2020
Туристы приезжают на Байкал на 3-4 дня. Туры такие считаются оптимальными: поездки на юг, на запад и восток, свободный день для пеших походов по острову. Что еще здесь смотреть?
А я местная. Иркутск находится в 5 часах езды на машине от столицы Ольхона поселка Хужир. Однако впервые побывала я здесь прошлым летом. Меня поразил и захватил остров своей необычностью, непохожестью на все, где я бывала прежде. Я страстно захотела сюда вернуться и остаться здесь надолго.
Весной объявили пандемию, на работе перешли на удаленку, но моя должность предполагала непосредственный контакт с людьми. Я приняла нелегкое решение уволиться. Нет, никто меня не выгонял, но сидеть и ждать, когда же вернуться прежние времена, месяца через три стало невмоготу. А через пять месяцев я просто взвыла – хочу к людям, хочу работать! И тут возник Ольхон. Он поманил работой, природой, величественной красотой и роскошью живого общения. Думала я недолго: через 3 дня уже тряслась в тесной маршрутке по Качугскому тракту: на Байкал! Шел пятый месяц пандемии, режим самоизоляции получил послабления, на дворе стоял разгар августа – самого благодатного месяца на озере-море.
Кто в авральном порядке требуется в туристической зоне, когда появляются толпы засидевшихся в квартирах туристов? Правильно: экскурсоводы и горничные. Не претендуя на высокую должность работника разговорного жанра, я соглашалась на горничную. Вакансий было достаточно, но, узнав мой возраст, на другом конце провода задумывались и обещали перезвонить. Несмотря на непроходной возраст в 50 лет, меня наконец-то пригласили приехать. Хозяйка турбазы оказалась взрослой мудрой женщиной, которая понимала, что молодые – это не синоним скорости и сноровки, а вот мотивированные вроде меня взрослые более подходят для тяжелого и ответственного физического труда. Забегая вперед, скажу, что она оказалась права на 100 процентов. Наблюдала я за работой молодых: полчаса в телефоне и пятнадцать минут уборки…
Дорога до парома вполне приличная. Летом не только в выходные на паром всегда очередь. Ходят три современных мощных машины, но очередь все равно скапливается – так много желающих. Я втайне радовалась, что не увижу китайских туристов, коих стаями наблюдала в прошлом году. Массовое нашествие на Байкал иностранцев и превращение озера в проходную туристическую зону грозит изменить весь размеренный уклад острова. Нынешним летом ехали наши, из Москвы и Петербурга, Казани, Калининграда и Красноярска. Поделав длинный путь, они сами себе удивляясь, думали удивить нас расстояниями, что им пришлось преодолеть. К сожалению, не каждый смог по достоинству оценить то сокровище, что им удалось увидеть. Но об этом позже.
На пароме особо чувствительные плачут, встречаясь с могучим будущим океаном. Суровая природа приветствует путешествующих голыми холмами и каменистым путем, который не поворачивается язык назвать дорогой. Отрезок пути по острову до поселка Хужир самый неприятный в путешествии, если думать о комфорте. Но если понимать, что сафари только начинается, и скоро ты увидишь красоты, созданные природой в ее первичном понимании, то нельзя не радоваться.
Маршрутка развозит всякого пассажира по адресам. Мой адрес оказался в сердце Ольхона, у мыса Бурхан. Могла ли я мечтать о таком счастье, грустя дома у окна и не зная, куда себя деть в пору затворничества? Свободы и простого труда просила моя душа – и получила сполна. Входить в ритм работы пришлось стремительно, поскольку туристы ехали, смена происходила по графику, ежедневно с 6 утра до 9 вечера длилась наша рабочая смена. Поднимаясь, я видела, как всходит солнце над священным озером, каждое утро окрашивая в новые необычайно прекрасные тона и небо, и водную гладь. То вода сливается с прозрачным воздухом, то темная стихия спорит с туманным небом, то Байкал шумит и плещет волнами о песчаный берег, то зеркало воды тихо и безмятежно. Своенравен и суров старик Байкал, вызывает во мне робость и преклонение.
Легко бегу я в столовую, помогать поварам кормить туристов завтраком, радость и сила кипят во мне, а роса бодрит и покалывает босые ноги. Какой-то невероятной мощью и крепостью налито все мое тело, требует полета и движения. После плотного завтрака местными натуральными продуктами: творогом и молоком, овощами и свежим хлебом – несусь по освободившимся номерам. Нужно успеть до обеда убрать там, куда сегодня заедут новые счастливчики.
После обеда иногда оставалось немного времени, и я бегу на пляж. У священного мыса Шаманка раскинулся просторный Сарайский пляж с чистейшим песком. Сколько позволяет время, я брожу вдоль берега, играю с волнами, рассматриваю камешки и вглядываюсь в горные склоны на противоположном берегу. Это Саяны. Говорят, в причудливом сочетании цветных полос на горах можно разглядеть лик хозяина – седого мудрого старика Байкала. Мне никак не удается увидеть лик старца, зато мне чудится молодой богатырь, развалившийся на берегу и смотрящий в такое низкое здесь небо. Над Ольхоном само небо, кажется, почтительно опустилось. Или, наоборот, поднялся сам остров и стал ближе к богам? Здесь меня не покидает ощущение близости кого-то великого и могучего, перед кем я песчинка. Местные с благоговением приезжают на мыс Шаманка, с молитвой проходят вдоль берега, кланяются хозяину, просят о помощи. Здесь одно из 8 самых почитаемых в шаманизме мест мира. На подходе к Шаманке стоят нарядные, украшенные разноцветными лентами серге. Серге – столбы, куда кочевники привязывали коней, теперь символы божеств, покровителей байкальской земли. Почтительные туристы приносят богам дары: желтые монеты и сладости. Взять что-нибудь возле серге к большому несчастью, а от души попросить покровителей о здоровье, счастье, удачи в делах нужно обязательно. В таком дивном месте, как нигде, чувствуется присутствие высшей справедливой силы и хочется верить – все будет хорошо!
Признаюсь, я подслушивала разговоры туристов в столовой, на прогулках, вечерами у мангала. Меня не интересовали их личные дела, меня занимали их впечатления, настоящие и живые, а не просто вежливые: «Спасибо, нам все понравилось». Мне хотелось услышать и с ними порадоваться тем свежим эмоциям, которые переживает каждый живой и здоровый человек, впервые оказавшись в этом месте. Равнодушным оставаться может только слепой или убитый цивилизацией. Такие, к сожалению, встречаются. Они случайно или от отчаяния (заграницу закрыли!) приезжают, в ожидании за приличные деньги (а цены на Байкале из-за трудности доставки благ цивилизации немаленькие) получить максимальный комфорт. Они не знают, что комфорт здесь – это то лишнее, что со временем может стать угрозой всему живому и настоящему. Взываю: Бога ради, не ездите на Байкал за комфортом! Приезжайте за романтикой и красотой, за восторгом и юностью, за силой и здоровьем, за собой настоящими. Если вы еще где-то в душе сохранились…уверяю, вы почувствуете счастье и не пожалеете о путешествии.





5 причин подписаться на нашу рассылку
- билеты на самолет дешево
- вдохновение
- лайфхаки
- конкурсы
- вакансии
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с правилами использования сервиса и принимаете пользовательское соглашение.