По лермонтовским местам на Кавказе. Романтические прогулки по обе стороны российско-грузинской границы
- Билеты на самолет
- Тревел блоги
- По лермонтовским местам на Кавказе. Романтические прогулки по обе стороны российско-грузинской границы
Вход на сайт


19 октября 2020
Кавказ привлекает туристов красотой природы, культурой, национальной кухней – и историей. Многие достопримечательности сохранились в первозданном виде с тех давних пор, когда здесь бывал Лермонтов. Сама мысль о том, что вот в этом доме поэт гостил, по этому бульвару он прогуливался, на этом склоне сидел, любуясь Эльбрусом, – сама эта мысль завораживает.
Но даже если творчество Лермонтова вам не очень близко, просто представьте себе, что через прикосновение к жизни этого выдающегося человека вы переноситесь в его эпоху – почти на 200 лет назад. Давайте совершим это захватывающее путешествие во времени!
Грузия
Военно-Грузинская дорога
Военно-Грузинская дорога, до начала XIX в. известная как Дарьяльский проход, издавна соединяла Россию и Закавказье. Путь по этому тракту проделал не только Лермонтов – в разное время здесь проезжали А. Грибоедов, А. Пушкин, Николай II, Л. Толстой, А. Чехов, потому что это была единственная возможность пересечь Главный Кавказский хребет с севера на юг. Думаю, что никто из этих выдающихся людей не пожалел, что путешествовал этой дорогой.
Сейчас, как и 200 лет назад, она считается одной из самых живописных дорог Европы. Здесь восхищает всё: бурлящий Терек на российской стороне и более спокойная Арагви на грузинской, многочисленные ручьи и водопады, заснеженные вершины и ледники, зеленые луга и пастбища, долины и пропасти, архитектурные памятники древности – крепости и храмы.
И, конечно, горы в самых разных вариациях: монументальные скалы, осыпающиеся каменистые отроги, поросшие лесом склоны, нависающие над дорогой глыбы, глубокие ущелья со следами схода лавин.
Лермонтов запечатлел здешнюю красоту в своих картинах и зарисовках. И мы тоже, не выпуская из рук смартфон, неустанно фотографируем, желая оставить себе на память как можно больше неповторимых видов.
Гуд-гора
Следуя по Военно-Грузинской дороге из Владикавказа в Тбилиси, путешественники сразу после Крестового перевала попадают к Гуд-горе. С ней у местных жителей связано много легенд о злом духе гор Гуде, которые легли в основу поэмы Лермонтова "Демон".
В Гудское ущелье действительно страшно заглянуть: твоему взору открывается огромная пропасть.
На противоположном склоне среди зеленых лугов и лесов как будто текут каменные реки – эти оголенные участки появились в результате схода лавин или камнепадов. Волнующее зрелище, особенно если представить себе эти природные явления в действии.
Из пропасти поднимается мощный вихревой поток воздуха: когда мы запускали коптер, чтобы заснять сверху и гору, и ущелье вместе, этот поток в какой-то момент подхватил наш аппарат, и он стал просто неуправляемым. (Несколько кадров нам все же удалось сделать.) Только орлам эти восходящие потоки не страшны.
Сегодня Гудское ущелье известно больше по поселку Гудаури – популярному в Грузии и за ее пределами современному горнолыжному курорту.
Монастырь Джвари
Монастырь Джвари (груз. "крест"), расположенный на вершине горы вблизи древней грузинской столицы Мцхеты, – знаковое место не только потому, что именно здесь святая равноапостольная Нино воздвигла православный крест. Поклонники творчества Лермонтова без труда узнают в этом монастыре место действия поэмы "Мцыри" – поэт с большой любовью описал саму святыню и окрестности.
А остальных туристов привлекает здесь то, что можно почувствовать дух старины, которым веет от древних стен.
И, конечно, насладиться видом на лежащую в долине Мцхету с ее красными крышами домов и на место слияния Арагвы и Куры – от такой панорамы действительно захватывает дух.
Россия
Кисловодск: Кольцо-гора
На северо-западной окраине Кисловодска расположен Боргустанский хребет, образованный песчаником.
Один из его мысов изобилует пещерами. В результате выветривания ближняя к дороге пещера стала сквозной, с отверстием диаметром 8-10 м, – так появилась загадочная гора Кольцо, воспетая еще в нартском эпосе. Уже во времена Лермонтова она вызывала любопытство и упоминается им в романе "Герой нашего времени" как местная достопримечательность.
Этот уникальный природный объект и сегодня притягивает туристов: они взбираются по крутому (а в сырую погоду еще и скользкому) склону, чтобы сверху окинуть взглядом Кисловодск и его окрестности и постоять внутри кольца – это, как считается, приносит удачу и счастье.
Пятигорск
Домик Лермонтова
В Пятигорске находится, пожалуй, самое известное жилище поэта – так называемый "домик Лермонтова". Здесь он с товарищем снимал комнаты, когда гостил в Пятигорске в последний раз.
Писатель П.К.Мартьянов в середине XIX в. так описывал этот дом: «Наружность домика самая непривлекательная. Одноэтажный, турлучный, низенький… Главный фасад его выходит на двор и имеет три окна, но все три различной меры и вида... Сбоку домика с правой стороны пристроены деревянные сени с небольшим о двух ступенях крылечком. Стены снаружи обмазаны глиной и выбелены извёсткой. Крыша тростниковая с одной трубой». Поразительно, но и сегодня домик выглядит так же – словно не было этих десятилетий!
Смотрители музейного комплекса, к которому теперь относится домик Лермонтова, рассказывают, что, по воспоминаниям современников, поэт часто любовался отсюда Эльбрусом, работая над своими сочинениями. Сегодня из-за домов и деревьев Эльбрус уже не просматривается, но усадьба с двориком сама по себе уютное место: каменная ограда защищает дворик от чужих взглядов, зелень дарит приятную тень, шум улицы остается снаружи – оттого и сегодня хочется здесь задержаться и помечтать о чем-то хорошем.
Машук
Пятигорск расположен у подножия горы Машук. Эту гору Лермонтов упоминает в своих произведениях, она же стала местом гибели поэта. На северо-западном склоне Машука, на предполагаемом месте дуэли Лермонтова и Мартынова, установлен обелиск с бюстом поэта в память об этом печальном событии.
Нужно себе представить, что в то время это была действительно уединенная поляна. Сегодня площадка с обелиском входит в туристические маршруты и является популярной достопримечательностью. Кроме того, через нее проходит кольцевая дорога вокруг горы и терренкур (тропа здоровья).
Терренкур вокруг Машука – отличный вариант для прогулки: птицы поют не переставая, лес дарит прохладу даже в знойный день, и ты не можешь надышаться чистым воздухом. А в прогалах между деревьями открывается чудесный вид на ближние и дальние окрестности Пятигорска.
Провал
Это подземная пещера на южном склоне Машука, которая в результате обвала свода приобрела форму колодца. На дне колодца находится карстовое озеро с минеральной водой.
Во времена Лермонтова эти места были еще полудикие. Чтобы осмотреть Провал, нужно было подняться к верху воронки, куда "ведёт узкая тропинка между кустарников и скал", как писал поэт в повести "Княжна Мери". Вниз к озеру посетители могли спуститься в корзине с моста, устроенного над пещерой.
Уже после смерти Лермонтова, в 1858 году, в скале был пробит тоннель к озеру. Сегодня тоннель красиво подсвечен, и гостей по всему пути сопровождает мелодичная музыка.
Но главной изюминкой Провала было и остается минеральное озеро волшебного бирюзового оттенка. Этим оттенком вода обязана высокому содержанию серы и бактериям. Естественный свет, поступающий внутрь пещеры сверху, с трудом пробивает толщу воды, оставляя блики на поверхности. (Фото: iStock.com / a_lis)
Приглашая на эту прогулку, я не стремилась охватить все места на Кавказе, так или иначе связанные с судьбой Лермонтова, – на эту тему опубликовано достаточно научных трудов и статей Я описала лишь те места, которые интересны сами по себе – в первую очередь, как уникальные живописные уголки, достойные внимания романтиков. То, что здесь бывал великий поэт, просто придает им особую атмосферу – лиричности, неповторимости и трагичности. И всё это делает их незабываемыми.





5 причин подписаться на нашу рассылку
- билеты на самолет дешево
- вдохновение
- лайфхаки
- конкурсы
- вакансии
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с правилами использования сервиса и принимаете пользовательское соглашение.